Ассоциация Гардарика АссоциацияБиблиотекаМастерскаяКонтакты

> Общая информация.

Частые вопросы print $cont;

Новости

Участники

Грядущее

Былое

Документы

Альбом


Лодочный поход, май 2006.

Годи (М.И.Петров)

В качестве дополнительного комментария.

Объем информации, полученной в результате похода, настолько велик, что до сих пор проходит осмысление (с момента похода до начала работы над отчетом прошел почти месяц...). Здесь приводятся только рассказ вообще, отчетно-навигационные данные и некоторые соображения.
До отчета о походе дошли руки только после того, как лодки были вытащены на берег... Да и то не сразу. Кроме того, изрядное количество времени заняли труды по фильму о походе. Теперь (декабрь 2006) фильм готов и можно дополнить текстовый отчет. Хотя фильм все же лучше передает реальность, чем текст.




Традиционное предисловие.

Поход прошлого года (отчет можно прочитать здесь продемонстрировал возможности использования наших судов в навигационных условиях осенней воды. Повторю основные итоги и выводы:

1. Оптимальный размер экипажа на наших лодках 8-10 человек. При этом 2 человека заняты на носу и корме (впередсмотрящий/штурман и рулевой), 2 пассажира и 4-6 гребцов. Можно грести вшестером, а можно вчетвером со сменной парой. Впередсмотрящий/штурман необходим в том числе и на знакомом маршруте, т.к. такую вещь, как топляк никто не отменял. Кроме того, в его обязанности должно входить предупреждение об изменении глубины.

2. Протяженность дневного перехода в 6-8 часов выглядит вполне разумной. Степень утомляемости - вполне в рамках терпимого. Хуже всех приходится рулевому - нет возможности двигаться.

3. Скорость течения значительно увеличивает скорость лодки - почти в 1.5 раза. Также ускоряет продвижение знакомство с конкретной трассой. В то же время значительные потери в скорости происходят из-за извилистости речного русла.

4. Необходимо заметить, что подобная лодка характеризуется предельными размерами для лесных рек Северо-Запада. Если бы в этом году было меньше воды нам вряд ли удалось бы уйти так далеко.

5. Выявлены наиболее критичные места трассы и предположительные точки стоянки. Однако, весной все может быть совсем по-другому...

В течение всех фаз (за исключением одной) проводилась видеосъемка. Всего снято около 3 часов рабочего материала... Фильм закончен в декабре 2006 года.

Пока я все это писал, Федор уже успел подготовить свой отчет о походе - который размещен на сайте Центра исторической реконструкции Аустрвегр/Восточный Путь.

Нулевой этап - подготовка к походу.

Пословица "Не было печали - купила баба порося" осмысляется окончательно только в сопровождении другой - "Любишь кататься - люби и саночки возит". Сюда же можно добавить "Готовь сани летом" и иные мудрости русской (и не только русской) культуры... Именно эти мудрые слова стали лейтмотивом всего периода подготовки к походу.

Подготовка началась в марте месяце. В прошлом году нам пришлось залить течи на лодках расплавленным гудроном. Это позволило находиться в достаточно сухом состоянии практически все лето. НО рекомендации поозерских рыбаков заставили нас сильно задуматься - а не сгноим ли мы тем самым обшивку? Гудрон не впитывается в дерево, а образует на нем твердую пленку. Деревянная же обшивка "дышит", в итоге это покрытие отстает от обшивки и туда проникает влага, которая не высыхает, даже когда лодки вытащены на берег и уложены на козлы. В результате образуется сырость идеальная для гниения древесины. Собственным опытом мы можем это подтвердить - процесс снятия гудроновой заливки именно это и продемонстрировал.

Соответственно, в марте мы занимались расконопаткой лодок, потратив на это практически 2 рабочих дня силами 4х человек. Не буду объяснять подробности и детали, зачем все это пришлось делать - это вполне можно найти в книгах по уходу за судами с деревянной обшивкой. Правда, там речь не о клинкерной обшивке, но принципы абсолютно те же.

Вторая часть подготовительных работ предполагала конопатку лодок (паклей, естественно - ибо это подтверждается археологически) и защиту пакли некоей традиционным материалом. Речь идет о натуральной смоле... Однако, выяснилось, что купить смолу сейчас практически невозможно - более дешевые современные материалы ее практически вытеснили. Заниматься смолокурением оказалось весьма и весьма затруднительно и невыгодно: заготовка осмола, топливо, строительство смолокуренной печи и собственно смолокурение составляли огромные затраты как финансов, так и времени. Поэтому смола была заменена дегтем - собственно, тем же продуктом смолокурения, только не из хвойной древесины, а из березы.

Все первые майские праздники были потрачены на конопатку лодок, выгонку твердеющей фракции дегтя и смоление корпуса. На эти работы было потрачено около 30 часов рабочего времени группы из 8 человек. В итоге мы знаем сколько необходимо дегтя на покрытие швов, равно как и приблизительное количество на покрытие всего корпуса. Опробованы два варианта заделки швов: 1) смоленая пакля + деготь и 2) несмоленая пакля + масляная шпатлевка (олифа+мел+клей) + деготь. На настоящий момент у меня сложилось впечатление, что второй вариант чрезмерно сложен (разве что расход дегтя чуть меньше), а в первом варианте можно использовать несмоленую паклю.

Необходимо отметить, что мы не уложились во времени и часть доделок пришлось оставить на предпоходные моменты. При этом подтрачено на доработки корпуса было еще около 24 часов. Наиболее времяемкий процесс - получение застывающей фракции дегтя.

Цели и задачи второго похода.

Как и в предыдущий раз ставились вполне конкретные задачи. Опять же они были связаны с необходимостью выявления реальных возможностей традиционных лодок и современных людей. Задачи несколько усложнились по сравнению с предыдущим походом, и именно это вызвало совершенно неожиданные сложности и проблемы. Но об этом - чуть позже.

Итак, были поставлены ставились следующие задачи:

  1. Пройти максимальное расстояние по выбранному маршруту за заданное время.
  2. Исследовать предложенный маршрут в условиях весенней воды.
  3. Изучить возможности и внести необходимые коррективы в личный инвентарь.
  4. Выяснить насколько утомителен подобный переход.

Поскольку на этот раз мы не были ограничены 2 днями пути маршрут был значительно усложнен. Изначально на весь поход отводилось 4 дня пути и 2 дня заезд/отъезд и 1 день резерва. Возникшая возможность уменьшить финансовые затраты предполагала участие в конференции и празднестве, посвященном юбилею поселка Любытино, где располагается один из крупнейших на Северо-Западе археологических комплексов. На это отводилось еще 2 дня. Однако, опыт показал, что "по дороге концерты давать" весьма неудобно (мягко выражаясь) и это создало значительные сложности в дальнейшем.

Намеченный маршрут включал в себя одну конечную точку, которая располагалась на удалении в 3-4 км от водных путей - пос.Кончанское-Суворовское. Однако, предполагалось 2 возможных пути достижения. Приоритетный путь подразумевал движение по р.Удина, Ямница, Ситенка и озерам Ямное, Ситное, Шерегодро. Протяженность маршрута составляла около 40 км. Второй вариант предполагал более короткий маршрут - около 30 км, который полностью проходил по р.Удина.

Конкретный выбор мог быть определен только на месте. Проходимость речек для наших лодок была неизвестной по нескольким причинам: во-первых, уровень воды меняется довольно быстро (оз.Ямное - карстовое); во-вторых силу и скорость течения с берега разглядеть весьма непросто, равно как и подводные камни; в-третьих, предполагалось возможное наличие сложнопроходимых или непроходимых преград (топляки, каменные гряды, упавшие деревья и т.п.)

Единственным утешением было то, что 10 километров трассы было уже пройдено, хоть и по малой воде...

Маршрут похода.

Усложняли маршрут несколько факторов: неизвестная трасса, 2 лодки, и отсутствие современных средств, облегчающих жизнь в полевых условиях, как-то: спички, консервы, бензопила и т.п. Изначально допускалось курение, использование GPS-приемника и карты, использование средств фото- и видеофиксации.

Первый день: вперед...

Наложение пластыря на трещину. На этот раз получился не один, а несколько нулевых дней... По вине приглашавшей стороны посещение Любытинского археологического комплекса было сорвано. В итоге на арендованном транспорте мы отправились непосредственно на стартовую точку. Суббота и воскресенье были потрачены на предпоходную подготовку... И, надо заметить, не зря. Думаю, все чувствовали бы себя менее спокойно, если бы мы не успели пролить швы...

Перед выходом на маршрут. Вечером в воскресенье было принято решение выйти на маршрут в понедельник около полудня, чтобы получить дополнительный резерв времени на маршруте. Однако понедельник нас "порадовал" исключительно мелким моросящим дождем, столь характерным для всего Северо-Запада...

Дождик резко замедлил темп действий... Однако, девиз остался с прошлого похода: "Шоу состоится при любой погоде!". "Радостные и веселые" экипажи разместились по лодкам и отправились в путь. 2 километра по озеру при ветре в левый борт и дожде сверху далеко не самое большое удовольствие в жизни... На полдороге сменили рулевого (я перешел на почетный пост штурмана/впередсмотрящего/адмирала, а Егор взял румпель в руки), и двинулись дальше.

Пожалуй, наиболее запомнившийся момент этого дня - местный мужичок с выводком коз и собакой, который выпученными глазами смотрел на нашу лодку и говорил, что этот перекат нам никак не пройти, потому что тут все разбивает о камни... Ничего... прошли...

Перед выходом на маршрут. А дождь только усиливался и усиливался... Когда и сверху и снизу вода, невольно хочется быстрее добраться куда угодно и развести костер.

Итоги перехода практически повторили прошлый год - мы прошли 10 км за 5.5 часов, из которых 2.5 часа потратили на пересадку и стоянки у перекатов. Надо заметить, что уровень воды был выше, чем осенью, но на скорость это не повлияло.

Кроме того, что все промокли (в основном из-за дождя), на обеих лодках были оборваны крепления руля... Разведя пару костров (трут и сухая береста для растопки приятно облегчили процесс) мы предались просушке и вялому отдыху. Дождь закончился, и даже показалось солнце, что не могло не радовать.

На фотографиях внизу показано то же самое место, только с разных берегов и в разное время. Слева - осень 2005 года, справа - весна 2006 года. Хороше видна разница в уровне воды. Нам было понятно, что вода уже начала падать - на ветках прибрежных кустов на высоте метр-полтора висели клоки тины, которую несло вниз по реке в паводок.

Так или иначе, но для продолжения пути было нужно перетаскивать лодки, через мост, которого нет... Это мы отложили на утро.

Мост, которого нет. Осень 2005 года. Мост, которого нет. Весна 2006 года.


День второй.

Начало 2го дня. Утро нас встретило солнышком, пением птиц и мокрой травой. Приняв пищу и перетащив лодки через мостки, мы отправились дальше, вверх по реке с гордым названием Удина. Все шло очень хорошо - мелей практически не было, течение терпимое, природа - вполне себе приятная и т.д. и т.п. В общем - полная противоположность дню первому. Экипажи приободрились, и налегли на весла.

Однако, постепенно все начало изменяться. Чем ближе мы были к деревне, тем сложнее было двигаться. "Рыболовные мостки" сужали русло реки, и течение в итоге лишь усиливалось. На перекатах весь экипаж, за исключением рулевого, выпрыгивал за борт и толкал лодку. Иногда приходилось тащить лодку на веревке.

Преодолев тягости перед деревней мы немного передохнули, надеясь, что дальше - за поворотом - будет лучше... Но наши надежды не оправдались. На протяжении километра внутри деревни приходилось преодолевать течение, которое при неверном шаге сбивало с ног. Кроме того, на дне были разноразмерные камни, покрытые скользкими водорослями; топляки; мостки для полоскания и просто торчащие железные трубы... Хорошо хоть не было битых бутылок...

В общем, это был наиболее сложный отрезок, и от него не осталось ни фотографий, ни видеозаписей, потому как было не до того - приходилось проводить лодки. Единственный странный кадр - это пойманный мною рак...

А еще запомнился дедок на плоскодонке, который явно за нами наблюдал с превеликим веселием...

Но за деревней все оказалось чуть ли не идеально - спокойная река, птички и т.п. Почти курорт.

Прогулка. Курорт.

2й день. Ночевка. И как ни странно, это все продолжалось до конца дня... Разве что монотонность пейзажа утомляла. Ближе к концу дня мы свернули в р.Ямница и начали искать место для ночлега. Солнце клонилось к закату, все подустали, но здравый смысл возобладал - в низине мы ночевать не стали. И правильно - потому как вечером упал сильный туман.

События дня преследовали некоторых и в снах: кто-то греб, кто-то управлял лодкой и подавал команды...

Мы находились в пути 9 часов с небольшим. За это время прошли 11 километров, причем почти 5 часов (4ч. 45 мин.) находились в движении, а 4 часа с четвертью отдыхали на стоянках и починках. Починки были необходимы, потому как опять оборвали оба руля... И еще сломали весло... А уже вечером разбили флягу Хольти. О проколотых ногах, порванных портках и убитых туфлях речь вообще не ведется.

Третий день.

3й день. Вверх по Ямнице. Не то, чтобы мы ждали, что что-то неприятное произойдет. Речка постепенно мелела и сужалась, а берега ее поднимались все выше и выше. Пройти на распашных веслах уже не удавалось, да и на гребковых получалось тоже не очень...

К сильному течению добавились еще поваленные деревья и многочисленные отмели... Способ передвижения с греблей был связан только веслами и лодкой. Некоторые участки преодолевались на распашных веслах как на шестах, некоторые на гребковых, при этом кто-нибудь на берегу тянул веревку.

3й день. Вверх по Ямнице.



Скажу сразу, что вверх по Ямнице мы прошли 1.38 км за 43 минуты, практически без стоянок - лодка либо двигалась вверх, либо ее начинало сносить течением вниз. При этом около километра все было достаточно привычно, основная напруга пришлась на последние 300-400 метров.

Именно там нам стало понятно все.

Каменный остров. Когда-то давно, вероятно до войны, здесь был мост. Причем мост на каменных опорах, а не на деревянных столбах. Потом мост забросили, настил исчез, но опоры, хоть и развалились, остались. Между опорами и берегом намыло отмели... В какой-то момент поперек опор прижало упавшее дерево. Потом еще и еще... В результате образовался закол из бревен, шириной во всю речку и длиной метров 150-200... Понимание пришло сразу же... Именно здесь залег Король-Бобер, чтобы не дать нам пройти дальше...

Вода с ревом вырывалась из единственного просвета между бывшими опорами моста и преодолеть эту преграду по воде было невозможно.

Исходно уверенности в проходимости Ямницы не было, и был запасной вариант пути. Потому мысль, что можно просто перенести лодки по берегу была отвергнута. В результате мы простояли на этом месте около 3 часов. В процессе стоянки Федор с Темычем отправились посмотреть как Ямница дальше, а остальные занялись возведением каменной пирамиды, чтобы обозначить крайнюю точку пути. Внутрь пирамиды был уложен уникальный предмет реконструкции - мой красный сапожок, который вообще не историчен, но был дорог как память о начале увлечения.
Построив пирамидку, мы сфотографировались на ее фоне, а на заднем плане четко видно логово Короля-Бобра.

Команда у каменной пирамиды.

Обрезка деревьев. Затем мы отправились по запасному маршруту. сначала вниз по Ямнице, потом снова вверх по Удине. Поскольку места становились все безлюднее и безлюднее, то основной преградой стали поваленные деревья, через которые приходилось либо лодку перетаскивать, либо оные деревья укорачивать.

В итоге день начал клониться к вечеру, а мы все двигались и двигались... И вдруг выяснилось, что точка, которую приметили для стоянки по карте не очень-то и подходит: низкий берег, в 200 метрах над ним деревня, а на берегу напротив - кладбище. Более того, через речку перекинут понтонный мост, обойти который уже не было ни времени, ни сил. Соответственно, мы вернулись назад на несколько сотен метров и остановились на ночлег, понимая, что на следующий день пойдем назад. Именно в этот день был рожден популярный фотокадр "Телевизор".

Всего за второй день мы были в дороге около 10 часов. Двигались из них только часов 6. За это время прошли 11 км. В этот день мы достигли крайних точек маршрута - ниже на карте они помечены красными флажками.

День третий.

Вторая крайняя точка. Третий день начался невесело. Последняя точка стоянки оказалась полна клещей - слишком много высокой травы и ольшаника. Потому утром повырезали клещей из всех, кто их поймал... Поскольку камней не было, а точку пути было надо как-то отметить, не придумалось ничего лучшего, чтобы подвесить второй красный сапожок на дерево.

Походная хирургия.

Обратный путь особо описывать нечего. Вниз по течению есть вниз по течению. Никаких неожиданностей: перетащить лодку через затопленную ольшину, перетащить лодку через сломанную березу, налетел на камень - оттолкнись, пройти перекат по основной струе, перетащить через мост и т.п.

В принципе, большую часть пути можно было вообще не грести. Но лично меня подобный способ раздражает до жути... Мы не знали сколько мы можем пройти вниз по течению, с какой скоростью и т.п. Примерные представления есть примерные представления и не больше.Однако, поскольку по ходу существовали ландшафтные достопримечательности, мы их посетили. ОКазалось, что ур.София - место где была мельница, и место при этом очень приятное визуально...

Наиболее неприятным местом оказалась все те же деревня. Хотя на этот раз пришлось лишь в некоторых местах придержать лодку. Сплав вниз по течению - большой кусочек адреналина, в особенности когда видишь как лодка отжимает бортом воду или когда она надвигается на человека, на уровне колен которого находится железный уголок... Но это я так, о технике безопасности и разумности некоторых действий.

Вечер на рейде. В итоге через 8 с половиной часов мы уже были на исходной точке маршрута. 5 часов мы двигались, а 3 часа потеряли на перетаскивание лодок и посещение достопримечательностей и магазина... За 5 часов мы прошли 26 километров, при этом достигнув максимальной скорости 8.7 км/ч.

В целом ощущение от возвращения было крайне приятным... Формула "мы это сделали" не могла не согревать сознания. Но кой-какие потери мы-таки понесли. Полностью убили рулевое весло на одной лодке, сломали 4 весла, пару уключин и банок, порвали некоторое количество штанов и ботинок и, наконец, разбили любимую флягу Я.Внукова...

Цена победы.

Некоторые итоги.

Реально пройденный путь.

Всего за время похода мы прошли около 60 км. Можно подводить некоторые итоги по использованию водного транспорта, хоть они теоретически и должны зависеть от характера реки. Впрочем, третий поход покажет все ли мои соображения истинны. Вот тогда я их и озвучу...

О решенных и нерешенных задачах похода. Программа-максимум - дойти до Кончанского-Суворовского - выполнена не была. Зато была решена задача разведки маршрута. Выводы по обеспечению похода и личному инвентарю - далее. Физическая усталость, как мне кажется, не является критическим элементом похода, наиболее существенными оказались морально-психологические факторы.

Понятно, что с увеличением опыта возникают дополнительные рекомендации. Однако, они могут варьироваться в зависимости от конкретных навигационных условий и поставленных задач. Этот поход открыл мне глаза на некоторые нюансы нашего реконструкционного бытия... О некоторых я догадывался, а о некоторых нет.

Подробнее.
1. Организационно-психологические нюансы.
Не кривя душой, нужно признать, что подавляющее большинство из участников клубов реконструкции не привыкло к длительным мероприятиям. Тенденция последних лет к массовым фестивалям для туристов, безусловно, удовлетворяет желание публичности и показушности, однако, как мне кажется отнюдь не способствует пониманию реалий средневековой жизни. Очевидно, что участие в открытых фестивалях представляет собой несколько специфичный вариант отдыха. Но длительность большинства наших мероприятий - не более 3х дней. При этом даже в самых жестких вариантах - таких как "комариные Гарды" 2003 года - отсутствует элемент перемещения в пространстве с постоянной физической нагрузкой. Картина постфестивального "приобщения к цивилизации", которую я наблюдаю уже несколько лет, в том числе и на собственных действиях: массовое поедание шоколадок, йогуртов и т.п. - очень четко демонстрирует, что подавляющее большинство из нас привыкло к коротким выездам "в исторический мир". Весь этот пассаж - отнюдь не осуждение, а просто констатация проблемы.
Мораль: психологически довольно тяжело находиться длительное время вне благ цивилизации. Этот фактор должен быть обязательно учитываем при планировании движения и наборе команды. Психологический дискомфорт может испортить все удовольствия от похода.

2. Организационно-экономические нюансы для всей группы.
Значительной проблемой для нас оказалась проблема питания. 3х-дневные выезды вполне позволяют не использовать современных консервов. В случае с недельным выездом ситуация предстает совершенно иначе: возникает проблема хранения и объема. В средневековье, думается мне, все остановки были приурочены к населенным пунктам, где было можно купить/получить еду на определенный отрезок времени. Даже при наличии на маршруте магазинов у нас эта возможность резко ограничена: далеко не всегда можно купить то, что отвечает воззрениям на аутентичное питание.
Вторым "откровением" стал режим питания. Сам характер передвижения водой диктует неудобство дневных стоянок "на обед". Режим питания однозначно двухразовый - плотный завтрак и не менее плотный ужин, который проходит под девизом "Поесть и хавалиться спать". На интуитивном уровне это было ясно, но после похода мы обрели твердую уверенность.
Из первых двух положений следует вопрос об ассортименте продуктов. Читать этот абзац имеет смысл только в том случае, если есть желание осложнить свою жизнь аутентичным питанием, т.е. без картошки, современных консервов и т.п. Соответственно, завтрак и ужин должен состоять из весьма сытных, но незатейливых продуктов: каши + мясо/рыба + овощ. Однако, в процессе дневного перехода гарантированно захочется чего-то перекусить. При этом нужно учитывать, что нет времени разводить огонь и готовить, соответственно, выбор прост: какой-то сухпай, например - сыр, вареные яйца, какие-то овощи. Особо остро встает проблема компактности груза. Отказаться от хлеба просто не получится, но из соображений компактности и уменьшения веса его необходимо заменить сухарями: тем же хлебом только заранее высушенным.
Питье в пути. Отсутствие в Древней Руси фляг и бурдюков объясняется очень просто - вода есть везде. В случае лодочного похода она просто тебя окружает. В принципе, можно пить воду непосредственно из речки/озера, но риск дизентирии маячит за каждым глотком. Соответственно, надо использовать квас/морс и т.п. А это добавляет еще одно (как минимум) место багажа - бочку, причем постоянно подтекающую, потому как исходно условлено, что современная тара не используется. Важно горячее питье с утра. Я лично не считаю питье кофе/чая значимым откатом от реалий средневековья: можно пить не кофе, а травяной отвар (множество вариантов) - это уже зависит от конкретных допущений.
Еще один сюжет - выпивка... Мы не брали с собой пива, потому как такого количества бочек просто не было. Мы брали вино, причем в пластиковой упаковке. Давний опыт организаторов мероприятий Ассоциации привел к четкому выводу: "Если ты не хочешь, чтобы мероприятие превратилось в костюмированную пьянку, надо сделать 2 вещи. Первая - разработать интересную программу, но это не всегда поможет... Вторая - сделай так, чтобы рядовой участок был вымотан физически." В этом случае алкогольного разгула не будет - на него просто не хватит сил. Лодочный поход действует именно по этому принципу: 8-10 часов гребли выматывают до такой степени, что алкоголя не хочется...

3. Персональные организационные нюансы.
Именно практические эксперименты позволяют сформировать понятие о том, какие предметы нужны, а без каких вполне можно обойтись. Подогнать снаряжение; исправить недочеты и недоделки; понять, почему было именно так а не иначе можно только в результате практических экспериментов. Именно в этом смысл и кратких походов - на день-два, и более длинных: понять взаимодействие вещей в комплексе.
Рекомендации, приводимые далее, касаются только переходов по малым рекам, хотя некоторые действительны для любых походов на лодках. Некоторые совпадают с туристическим опытом, а некоторые вступают с ним в противоречие.
У каждого участника должен быть рабочий топор. Неважно, что из 18 человек не каждый ходит рубить дрова, но поломка топора (если он вообще один) или его повреждения (выщербины и затупление) могут замедлить подготовку к ночлегу. А ходить за дровами впотьмах - далеко не лучше занятие. Соответственно, к топору желателен точильный камень, чтобы тот топор наточить, если он затупился.
У каждого участника должен быть второй комплект одежды. Тот, который хранится в сундуке или кожаном мешке - месте, которое изолирует одежду от воды. За борт приходилось прыгать довольно часто; некоторые отрезки пути вообще проводились в воде. Ходить в мокрой одежде - реальный шанс заболеть, а это способно остановить движение всей группы.
У каждого участника должен быть второй комплект обуви. В нашем случае - это поршни, поскольку они практически не убиваются на каменистом дне, в отличие от туфель.
Желательно, чтобы каждый мог развести огонь при помощи кресала и трута - это так же упрощает жизнь и неминуемо приближает момент счастья, когда можно валяться у огня и ничего не делать... Соответственно, наличие оных у каждого - крайне желательно.
Если место стоянки неизвестно, то не известно и наличие там лапника или иного "подстилочного" материала. Соответственно, необходимо, чтобы у каждого была какая-то адекватная реалиям подстилка - кусок войлока, шкура и т.п.
Я абсолютно осознанно не говорю о том, что само собой разумеющееся: нож, оселок, солонка, иголка/нитка и т.п. Все эти предметы уже давно являются стандартным инвентарем, который должен быть у каждого.

Не буду утверждать, что я рассказал обо всем. Я, собственно, и не ставил это своей целью. Цель была проста - поделиться некоторыми соображениями по поводу и расскзать о том, что нам удалось сделать. Если возникнет желание что-то спросить - пожалуйста... Я обычно отвечаю на все, или почти все вопросы.

Начало
страницы

© 2000-2019 Дизайн страницы: А.Лемешко (Sasa), PHP-программирование и макет: М.И.Петров (Годи).
© 2000-2019 Материалы сайта: авторы соответствующийх статей.



TopList