Ассоциация Гардарика АссоциацияБиблиотекаМастерскаяКонтакты

> Общая информация.

Частые вопросы print $cont;

Новости

Участники

Грядущее

Былое

Документы

Альбом


Лодочный поход, сентябрь 2005.

Годи (М.И.Петров)

В качестве комментария.

Собственно, меня настоятельно попросили написать комментарий-отзыв к организованному лодочному переходу. Вот такой текст с картинками получился...




Некоторое предисловие.

Всякое увлечение должно иметь определенную динамику развития. При этом я лично убежден, что развитие возможно только на позитиве. Это означает, что ничего не выйдет, если начинать новое дело по принципу "переплюнуть и раздавить" или по принципу "мне не нравится делать так, а потому я не согласен". В годы моего пионерского детства мне объяснили (и вполне успешно, как кажется) очень хороший принцип: "критикуешь - предлагай!" Огульная критика не продуктивна - необходимо предлагать и, что немаловажно, реализовывать нечто, что будет находиться на ином уровне развития, опираться на новые идеи и разработки. К сожалению, чаще всего личные амбиции и неумение признать достижения других губят многие начинания.

К чему я об этом? К тому, что нельзя стоять на месте - необходимо постоянно предлагать и проводить новые формы мероприятий, ставить перед собой новые цели и задачи. В приложении к исторической реконструкции я вижу только один путь развития - максимально возможное сближение движения с исторической наукой и выход на уровень экспериментальной археологии. Как этого достигнуть? А вот это уже совсем другая тема...

Безусловно, себя не похвалишь - другие позабудут. Прошло уже 5 лет как возникла Ассоциация раннесредневековых клубов "Гардарика", на сайте которой и размещается этот отчет. Оглядываясь на пройденный путь, могу с удовлетворением заметить, что эти годы просто так не прошли... Фактически именно Ассоциация задает новые стандарты, многие клубы (и не только входящие в Ассоциацию, а даже не занимающиеся ранним средневековьем) ориентируются на то, что Ассоциация разработала.

Приятно заметить, что за последние пару лет усилился интерес к изучению технологий средневековья, к проверке адекватности снаряжения, к реконструкции транспортных средств. Нельзя сказать, что ослабел интерес "к войнушке", однако, для многих этот этап уже пройден, и наступает поиск других тем для увлекательного изучения. Можно отметить, что за эти годы среди участников Ассоциации идет активный поиск новых форм мероприятий. Значительное количество "раннятников" экипировано для полноценной жизни в зимнее время - и вот-вот наступит тот день, когда зимние походы или игры перестанут быть только идеей. Пешие переходы-войны без использования современного инвентаря, благодаря инициативе клуба "Ратобор" и безусловной поддержке остальных клубов, уже стали однозначной реальностью.

Это было затяжное предисловие к проведенному лодочному походу. Общеизвестно, что с реконструированными судами эпохи викингов и их использованием в России дело обстоит не очень удачно. На Западе ситуация намного лучше, но чаще всего там возникает иная дилемма: либо реконструкция, либо корабль. Причины весьма прозаичные: уход за деревянными судами - крайне трудозатратное, времяемкое и недешевое мероприятие - приходится выбирать. Однако Россия - страна максимализма... Ставим задачи и их выполняем. Вот таким образом получилось с этой проблемой в Новгородском центре живой истории "Черный Вепрь".

О лодках.

Не буду утверждать, что суда есть только у нас. Однако, только наши лодки могут быть полноценно объяснены и обоснованы как археологическими материалами, так и общими соображениями. Мне всегда останется неясным каким образом корабль из Гокстада или Скуделев 2 мог попасть на территорию Руси (ладно, если в Ладогу/Новгород, но в какую-либо лесную деревню - увы)... У нас не суда викингов - у нас традиционные, хоть и большие лодки для нашего новгородского региона. Плотное и плодотворное сотрудничество Администрации Мошенского района Новгородской области и Новгородского Центра живой истории породило 2 лодки еще в прошлом, 2004 году. В течение прошлого лета они проходили доработку - мы делали дополнительные весла, переделывали уключины на исторически адекватные, делали рулевые весла и т.п. Кроме того, пришлось нарастить еще одну доску обшивки, а иначе вместимость лодок не отвечала нашим потребностям. В итоге, первый поход был запланирован на май месяц, что должно было открыть навигацию. К сожалению, мы не смогли этого сделать, поскольку не учли проблем с обеспечением жизнестойкости судов (а именно, ликвидацию течей).

После всех необходимых доработок в течение практически всего летнего сезона 2005 года лодки были опробованы на максимальную вместимость во время проведения фестиваля "День живой истории" в июле 2005 года. Результаты известны - многие участники полагают это мероприятие одним из наиболее удачных в сезоне.

Итак, что представляют из себя наши лодки. Это бескилевые деревянные суда с клинкерной обшивкой, длина - около 7 м, ширина в центральной части - 1.5-1.6 метра. Максимальное количество распашных весел - 6. В каждой лодке по 4 банки, не считая носовой и кормовой. Максимальная безопасная вместимость - 14-16 человек, хотя посадить-то можно и больше, но даже с этим количеством передвигаться затруднительно. Приблизительная грузоподъемность каждой лодки - тонна-полторы. Установка паруса предполагается, но эксперименты еще не проводились.

Цели и задачи похода.

В отличие от абстрактной цели "поход вообще" были поставлены некоторые вопросы, ответ на которые предстояло решить именно в результате водного перехода. Эти вопросы и определили поставленные задачи эксперимента.

Все задачи были связаны с необходимостью выявить реальные возможности традиционных лодок и использующих их людей. Туристический опыт был непригоден, поскольку практически никто не использует подобные лодки для передвижения по малым рекам. Более того, современные технические возможности радикально изменяют характер похода вообще. Я имею в виду использование компактного современного туристического инвентаря, использование спичек, цепных и бензопил и т.п. Все эти "мелочи цивилизации" облегчают жизнь...

Перед участниками похода ставились следующие задачи:

  1. Выяснить сколько можно пройти против течения за 6 часов с перерывом на отдых в 1 час.
  2. Выяснить насколько утомителен подобный переход.
  3. Выяснить насколько сокращаются время- и трудозатраты на обратной дороге.
  4. Выяснить скоростные характеристики лодок.
  5. Исследовать предложенный маршрут в условиях осенней малой воды.

Выбор маршрута определялся несколькими факторами: местоположением лодок (оз.Коробожа) и наличием свободного времени (3 дня). Кроме того, учитывалось наличие археологических памятников 10 века в районе в целом - т.е. район не был "белым пятном" для жителей. Идея перехода по озеру была отвергнута, т.к. поведение лодок на открытой воде известно, и, более того, не знаю ничего более скучного, чем передвижение по озеру.

Намеченный маршрут включал в себя 2 точки - точку-оптимум и точку-максимум. Точка-оптимум (д.Яковищенские Ключи) располагалась на удалении около 10 км хода, точка-максимум (д.Удино) располагалась приблизительно в 15-18 км. Предполагалось, что если после достижения точки-оптимум останется достаточно времени, то стремиться добраться до точки-максимум или любой другой точки на маршруте.

Маршрут похода.

Факторами, усложняющими ситуацию, были неизвестный маршрут (карта картой, а реальность - реальностью) и отсутствие современных средств, облегчающих жизнь в полевых условиях, как-то: спички, консервы, бензопила и т.п. Единственными современными допущениями были отсутствие запрета на курение на маршруте (поскольку эта пагубная привычка, с моей точки зрения, не вносит значительных изменений в характер эксперимента) и наличие и использование GPS-приемника (поскольку ставится задача измерения пройденного расстояния и достигнутой скорости).

Первый переход: туда...

Пара слов о нулевом дне... Фактически весь световой день был однозначно потрачен на доставку (на месте мы были в 15.00, выехав из Новгорода в 11 утра) и доработку лодки к походу - проверка и починка уключин, установка кожаных ремешков-фиксаторов весла, дополнительная конопатка, изготовление сланей и т.п. Кроме того, вторая лодка, не задействованная в переходе по различным объективным причинам, была установлена в зимовочное положение. В общем, барышни утомились звать нас обедо-ужинать... Где-то в 3 часа ночи начался дождь...

Команда перед выходом. Утро субботы порадовало нас хмуростью, серостью и легким моросящим дождичком. К счастью не таким, который поливал ночью. Почти всех нас посещало желание никуда не ездить... Но, волюнтаристски собрав волю в кулак, было решено покинуть исходную точку вне зависимости от погоды.

Устье р.Удина. Первый отрезок пути длиной в 1.5км проходил по озеру. Зацепляя ряску рулевым веслом, мы довольно бодро преодолели его и подошли к устью реки Удина. Вполне привычная речка с низменными берегами, без особых крутых поворотов - в общем мы несколько расслабились. Замечу, что впереди проглянул кусочек голубого неба.

Пройдя около километра мы обнаружили, что русло распадается на 3 части и... в центральном мы садимся на камни. Но - ничего страшного... - переместились в одну из проток и протолкались гребковыми веслами (благо они у нас были). За перекатом обнаружился поворот весь заваленный принесенным по весне топляком.

Берег р.Удина. Постепенно берега начали подниматься, и перед одним из них мы не смогли устоять. Несмотря на запланированный график движения (час гребли - короткий перерыв; через 3 часа пути - часовая стоянка) мы решили пристать к берегу и перекусить.

Замечу, что на этой стоянке мы потеряли всего лишь 40 минут времени. Однако, пейзаж, бесспорно, внимания заслуживал. Кроме того, показалось солнце, и погода явно улучшилась.

Часть пути около 3 км длиной радовала нас высокими и низкими берегами и деревьями, отражавшимися в речной воде; стайками уток, поднимавшихся от шлепков веслами по воде...

Несколько отмелей и перекатов, равно как и затопленные стволы деревьев не могли омрачить благостного состояния духа путников...

НО...

Перекат. Приблизительно на расстоянии 5 км от устья мы наткнулись на перекат, шум воды от которого был слышен издалека. Еще из лодки стало ясно, что просто протолкаться у нас не выйдет. Пристав к берегу, отправились осматривать возможные пути.

Как оказалось, было нужно на скорости подойти к самому перекату, сесть там на камни, а затем протолкать лодку на большую глубину. Замечу, что течение сильное, а вода - холодная...

А после того, как перекат был преодолен, нужно еще было догнать лодку...

Преодолевая перекат.
Преодолевая перекат пешком.

Дальнейший путь выглядел гораздо менее безоблачным, чем предыдущий. Фактически каждые 300-500 метров звучала команда "За борт!", после которой экипаж с радостными и восторженными лицами выскакивал, чтобы в очередной раз столкнуть лодку с мели, камня или топляка.

Устье Яковищенских ключей. Некоторое время спустя мы вновь услыхали шум бурлящей воды и было насторожились... Однако, когда выяснилось, что шумят впадающие в речку Яковищенские ключи, мы несколько успокоились.

И как оказалось - напрасно.

После протяженной песчаной отмели мы вновь очутились перед перекатом. Кроме того, ситуация была отягощена остатками моста, который некогда был на этом месте. Сейчас же он представлял собой несколько бревен, брошенных на остатки свай и явно сносящихся каждую весну.

Остановившись перед перекатом, мы отправились на осмотр берега, поскольку время близилось к 5 часам вечера, начала выпадать вечерняя роса, да и отведенное на маршрут время практически закончилось: мы отправились в путь в 10 утра, и находились на маршруте уже 6 часов 20 минут (как услужливо сообщал GPS-приемник). Пришла пора принимать решение.

Разгрузка. Мы к этому моменту дошли до точки-оптимум, затратив на путь около 6 часов. Учитывая наличие только одного топора и незнакомую округу (хоть сомнения в наличии дров не было), было принято решение остановиться на ночлег здесь.

Благодаря слаженной работе всего экипажа, у нас осталось еще некоторое количество времени на прогулку по округе в поисках достопримечательностей. Они, не заставили себя ждать. Итак...

Мост, которого нет, но есть на карте. Мост, которого нет.

Лабиринт. Лабиринт.

Исток Яковищенских ключей. Исток Яковищенских ключей.

А вот после осмотра окрестностей можно было и произрасти... Вросшее офицерьё.


Краткие итоги.
В течение первого дня мы находились в пути 6 часов, из этого времени 3 часа 30 минут мы были в движении, 2 часа 30 минут были потрачены на стоянки и остановки для преодоления перекатов. За это время было пройдено 10-11 км (необходимо учитывать погрешности прибора). Максимальная скорость составила 5 км/ч, средняя скорость движения - 3 км/ч, общая средняя скорость - 1.7 км/ч. По отзывам гребцов, особой усталости они не испытывали.

День второй или путь назад.

Утро второго дня было намного веселее - солнышко светило с самого утра. Теплая ночь вызывала постоянное желание повыляться и побездельничать еще. Однако, сжатые временные рамки - нам было необходимо приехать в Новгород не позже 19.00 и, более того, до этого установить лодку на зимнюю стоянку. Представление о том, сколько времени мы потратим на обратную дорогу, абсолютно отсутствовало. В итоге всех торможений и раздумий отчалили в 10 утра.

Загруженность лодки уменьшилась: во-первых, было съедено немного еды...; во-вторых, решили отправить Ксю и Аню пешком через деревню (это что-то около 1 км по асфальту - и заодно попугать местных жителей). Мы естественно, никого не взвешивали, но полагаю, что лодка стала легче где-то на 120-140 кг.

В итоге мы играючи преодолели длинную песчаную отмель и отправились далше вниз по течению. Полученные в предыдущий день представления о маршруте, как кажется, также ускорили наше продвижение. В итоге, по сравнению с предыдущим днем, путешествие превратилось почти в расслабленное. В нижнем течении маршрута был достигнут даже рекорд скорости - 6.2 км/ч.

Несколько неприятными оказались последние 1.5км по озеру - поднялся боковой ветерок с неприятной волной. Поскольку на одном из перекатов было сорвано крепление руля, и Теме пришлось удерживать руль на руке, а парням - грести без остановки.

Краткие итоги.
То же самое расстояние в 10-11км было преодолено за 3 часа 30 минут. При этом, в движении мы находились 2 часа 30 минут, а один час потратили на стоянку и преодоление перекатов. Максимальная скорость составила 6.2 км/ч, средняя скорость движение - 4.2 км/ч, общая средняя скорость - 3 км/ч.

Возвращение.


Общие итоги и соображения.

1. Оптимальный размер экипажа на наших лодках 8-10 человек. При этом 2 человека заняты на носу и корме (впередсмотрящий/штурман и рулевой), 2 пассажира и 4-6 гребцов. Можно грести вшестером, а можно вчетвером со сменной парой. Впередсмотрящий/штурман необходим в том числе и на знакомом маршруте, т.к. такую вещь, как топляк никто не отменял. Кроме того, в его обязанности должно входить предупреждение об изменении глубины.

2. Протяженность дневного перехода в 6-8 часов выглядит вполне разумной. Степень утомляемости - вполне в рамках терпимого. Хуже всех приходится рулевому - нет возможности двигаться.

3. Скорость течения значительно увеличивает скорость лодки - почти в 1.5 раза. Также ускоряет продвижение знакомство с конкретной трассой. В то же время значительные потери в скорости происходят из-за извилистости речного русла.

4. Необходимо заметить, что подобная лодка характеризуется предельными размерами для лесных рек Северо-Запада. Если бы в этом году было меньше воды нам вряд ли удалось бы уйти так далеко.

5. Выявлены наиболее критичные места трассы и предположительные точки стоянки. Однако, весной все может быть совсем по-другому...

Данные похода находятся в фазе глубоко анализа и разработки программы следующего похода. Пройденный маршрут, скорее всего, станет его начальной частью.

Экипаж состоял из Темыча на руле; Федора, Вадима, Рэва и Егора на веслах, Ксю и Ани в качестве камбузной команды ;)... и меня в качестве штурмана/впередсмотрящего. Выражаю глубокую признательность всем участникам (включая себя), хотя бы за то, что мы это сделали.



Больше фотографий можно посмотреть здесь:
Камера Годи |
Камера Ксю и камера Федора.

Начало
страницы

© 2000-2019 Дизайн страницы: А.Лемешко (Sasa), PHP-программирование и макет: М.И.Петров (Годи).
© 2000-2019 Материалы сайта: авторы соответствующийх статей.



TopList