Ассоциация Гардарика АссоциацияБиблиотекаМастерскаяКонтакты

Ассоциация > Грядущее

Грядущие события Ассоциации "Гардарика".

Частые вопросы print $cont;

Ф.Спасов

Альбом с фотографиями

Место проведения:
д. Вологино, Тверская область.

Время проведения:
4-5 марта 2006 г.

Погодные условия:
4 марта день 10 градусов мороза, солнечно.
ночь 12-15 градусов мороза, облачно.
5 марта день 12 градусов мороза, облачно, снег.

Я не буду писать всякую лабуду про эволюционное развитие отечественной реконструкции, которое достигло высокого уровня, что позволило в свою очередь, провести 24 часовое мероприятие нон-стоп в жестких зимних условиях. Причины этого мероприятия достаточно просты и банальны: два года назад я наткнулся в сети на фоторепортаж о наших заграничных друзьях, которые провели традиционный многодневный Витфарен, но в условиях зимы. Честно говоря, задело сильно, особенно на фоне ура - патриотичных криков, что русские викинги, самые крутые, самые аутентичные, самые сильные и выносливые викинги в мире. Может оно конечно и так, но пешего многодневного похода с несколькими ночевками у нас еще не устраивал никто.

Таким образом, идея повторить экспириенс наших западных друзей сформировалась в наших головах быстро и требовала немедленной реализации. Но прежде чем воплотить идею в реальность требовалось решить три круга проблем:

1.Проблема зимней одежды.
Не секрет, что с гортексом и термобельем в эпоху викингов было очень сложно, поэтому нам необходимо было продумать условия использования стандартной одежды из шерсти и обуви из кожи в зимних условиях. Основную проблему мы видели в том, что при постоянном перепаде температур человеческого тела и окружающей среды, обувь и одежда под влиянием снега должна промокать, что при длительных пеших переходах должно привести к обледенению одежды. Так же необходимо было выяснить баланс необходимой верхней одежды для самого перехода и для ночевки, грубо говоря, чтобы не потеть днем и не мерзнуть ночью.

2. Проблема средств перемещения.
С тем, на чем мы будем передвигаться сами и на чем мы будем везти свои вещи, было ясно с самого начала. Археологического материала по лыжам и саням было достаточно, чтобы сделать реконструкцию. Но вот будет ли она работать - на этот вопрос нам предстояло ответить.

3.Проблема ночевки.
С этим была небольшая загвоздка. Необходимо было совместить этнографический и современный КСП методы ночевок в зимних условиях. Первый вариант постройки снежного иглу не подходил из-за отсутствия жесткого наста и мокрого снега. Второй способ ночевки в двойной палатке с примусом так же не подходил. При наличии мокрого снега было решено построить иглу, при отсутствии оного поставить тент и засыпать снегом. Нам неизвестен был температурный режим, необходимый для ночевки в снежном убежище, поэтому мы взяли с собой большое кол-во шкур и свечей.

День первый 4 марта.

11 утра, температура минус 10, солнечно.

Поход было решено провести недалеко от деревни Вологино, в тверской области, пересеченная местность - поле, лес, замерзшие болота и русло реки Шоши позволили бы испытать нашу экипировку при различных условиях перемещения.

Деревня, в которой мы ночевали в ночь с пятницы на субботу, находилась на краю большого поля, которое нам необходимо было пересечь, чтобы войти в лес или двигаться по краю леса и поля.

Основную массу нашего груза, тент, шкуры, котел, запасы еды, шанцевый инструмент, мы уложили на сани, навесив на заплечные рамы лишь плащи и сменную одежду. Общий вес саней с грузом составил порядка 40-50 кг., сани двигались легко по проселочной дороге, но когда мы вышли на целину снежного поля мы столкнулись с первой проблемой. Сани под действием груза углубились в свежий снег, по самую площадку, что сильно затрудняло наши перемещения.

Эта проблема тут же усугубилась второй. Крепления наших лыж состояли из кожаной шнуровки, которая одновременно крепила ботинок к лыжи и закрепляла задник. Крепление не было жестким как на современных лыжах, мягкий кожаный ботинок невозможно было закрепить должным образом на деревянной лыже. Необходимо было постоянно ловить равновесие и перетягивать крепления. Через десять минут на площадке между ботинком и лыжей образовался ледяной нарост, что сводило на нет, все наши усилия одновременно удержаться на лыжах и тащить за собой тяжелый груз.

Пройдя 50 метров по снегу и столкнувшись с этими проблемами, которые могли зачеркнуть наш поход в самом начале, мы устроили привал, технический перерыв, чтобы решить возникшие проблемы.

1. Слишком тяжелые сани.
Не зная условия ночевки, мы не рискнули оставить часть шкур и теплой одежды в деревне. Пришлось оптимизировать распределение веса на всех участников похода. А поскольку их было всего двое, мы сделали двойной канат, позволивший нам обоим тащить сани друг за другом.

Тащим сани через поле.

2. Непрочность креплений лыж.
Пришлось пересмотреть систему одновременной утяжки носка и пятки ботинка. Перевязав крепления в независимые системы, нам удалось прочно закрепить мягкий ботинок на лыже.

3. Образование льда.
С ним пришлось свыкнуться как с неизбежным злом, тонкая кожаная подошва хорошо проводила тепло и растапливала снег попадающий на лыжу при ходьбе. У каждого из нас было по одной лыжной палке, острыми концами которой мы сбивали образовавшийся лед. Палка так же помогала удерживать равновесие при ходьбе и служила необходимым упором для волочения груза.

Подогнав наше снаряжение под мы двинулись дальше. Ходьба на лыжах стала более удобной, а груз стало проще тащить вдвоем. Но все равно он был слишком велик для рыхлого снега и мы тратили много усилий, чтобы передвигать наши сани.

Наш первоначальный план продвинуться вдоль леса по полю рухнул через 500 метров, когда нашим силам наступил трындец. Слишком тяжелый груз лишал нас мобильности, но неизвестность перед ночевкой не позволял бросить ношу.

Разведка Тогда мы решили изменить первоначальный план тотального перемещения по местности, разделив его на две части - разведка на местности и постройка ночного убежища с последующей ночевкой.

Оставив сани, мы на лыжах выдвинулись в сторону леса для поиска места для стоянки. Даже с нагруженными рамами на плечах и оружием это было очень просто. Даже неожиданно просто. Лыжи хорошо держали на рыхлом снегу и легко управлялись, что особенно было важно при наших передвижениях по густому подлеску. Найдя место в лесу для постройки убежища с необходимым количеством сухостоя недалеко, мы дотащили наш груз и принялись за реализацию второй части нашего плана.

Снег по-прежнему был рыхлым и сухим, поэтому мы выбрали второй вариант: постройку конструкции на основе жесткого каркаса покрытого сначала тентом, а затем снегом.

Жилище. Первый вариант нашего жилища оказался слишком большим, сучья упавшего дерева и сам ствол были очень удобными и требовал минимум строительства, но имеющийся у нас тент покрывал только половину его и нам пришлось оставить это место, найдя неподалеку другой вариант. Между двумя рядом стоявшими деревьями мы привязали перекладину, которая стала основой конструкции нашего убежища. Натянув на него тент, мы засыпали убежище толстым слоем снега.

Дно конструкции мы застелили слоем лапника, поверх которого уложили наши шкуры. Входную дверь, точнее входное отверстие мы закрыли отдельной шкурой, которую растянули на шнурах. Свечи и глиняная масляная лампа должны были служить одновременно и освещением и отоплением нашего убежища.

Когда дом был закончен, мы смогли подумать о хлебе насущном и заняться приготовлением пищи. А для этого был нужен костер. Мы выбрали систему кресало/кремень/обоженная ткань в качестве метода разведения огня. Который был получен меньше чем через минуту. Валежника в качестве сухих дров было предостаточно вокруг и первая горячая пища каша/суп, были готовы уже через полчаса. Время готовки совпало с началом сумерек, мы вовремя успели убрать все вещи в убежище и оставить на улице только инструменты, костровые принадлежности и средства перемещения.

Продолжение. Суббота.

Ночь 4 марта. Ясное небо. Температура минус 15 градусов.

Сидя у теплого костра с горячей похлебкой в животе сразу же навалилась усталость. Днем она была незаметна, поскольку все время мы находились в постоянном движении и борьбе с возникающими проблемами. У нас был всего один котел и собравшись силами мы его вымыли и вновь поставили на огонь растапливать снег для приготовления компота из яблок и сухофруктов.

После компота у костра начался реальный пророст. Сани сыграли незаменимую роль в этом. Мы наконец то поняли их назначение. Мы занялись мелкими починками и подвели некоторые итоги первого дня.

• Нашей стандартной одежды было достаточно для передвижения при минусовых температурах. Одна льняная и шерстяная верхняя рубаха не допускала переохлаждения и перегрева.
  • Наша кожаная обувь с меховыми вкладышами оставались сухими в течении всего светового до разведения костра, когда огонь растопил снег вокруг.
  • Стандартные обмотки защищают шерстяные штаны от намокания и попадания снега в ботинок. Ради эксперимента одну ногу я повязал обмотками поверх ботинка, плотно закрыв стык обуви со штанами, а вторую ногу повязал стандартно, замотав лишь штаны. В конце дня обе ноги были сухими, снег не попал ни в одну из них.
  • Наши лыжи были пригодны для перемещений по любому снегу на любой местности, простота конструкции креплений позволила быстро и безболезненно изменить ее на более простую и логичную.
  • Если лыжи были пригодны для пересеченной местности, то для передвижений вокруг лагеря и выполнения работ по заготовке дров и строительству более удобны были снегоступы.
  • Одной палки было более чем достаточно для быстрых передвижений по пересеченной местности. Острым металлическим наконечником было так же удобно сбивать лед из под креплений.
  • Нашего инструмента было достаточно на двоих, одна лопата, топор, пила, и тесак. Но в случае поломки единственного топора днем, наши работы замедлились. Топор - универсальное орудие необходимое каждому участнику подобных приключений.
  • Мы испытали недостаток в кухонных принадлежностях. Одного котла было недостаточно для приготовления пищи, отсутствие тары и мисок заставило нас накормить остатками пищи зайцев и белок.
  • С наступлением сумерек весь инвентарь должен быть разбит на части и разложен согласно зонам им применения. Отсутствие света очень затрудняет поиск необходимого инвентаря. Глубокий снег вокруг усугубляет их поиск. Соответственно, зоны получается три - спальная, костровая и нерабочая, в которую убираются все транспортные и строительные средства.
  • Так же необходимыми оказались мелкие бытовые предметы, например, такие как нитки с иголками для мелких починок и плотного зашивания тента. Количество ушедших на обвязки веревок и шнурков подсчету не поддалось.

Получив последний запас тепла у костра, мы отправились в убежище, захватив с собой глиняную лампу для освещения, набор для игры в мельницу, для проведения досуга и остатки питья для дальнейшего произрастания.

Большое количество шкур обеспечило нам теплый пол, вход был дополнительно закрыт изнутри шерстяным плащом. Свечи и лампа обеспечивали достаточно света, чтобы видеть фишки на поле и не сильно мухлевать при игре. Температура держалась в пределах плюс 10 градусов. Ложась спать, мы не знали, хватит ли нам воздуха при такой плотной закупорке нашего убежища, как скоро окружающий нас снег превратится в лед и прекратит пропускать кислород. Мы так же опасались что ночью придет медведь и начнет залезать в нашу хату задом, заставив нас прервать наш сон и искать выхода сквозь стоявшее дерева. Мы так же не знали, насколько долго нашим организмам хватит тепла и не наступит ли переохлаждения…

С такими мыслями мы съели последние наши фишки, роль которых выполняли лесные орехи и около полуночи мы легли спать.

Второй день. Воскресение.

5 марта. Утро. Облачно, небольшой снег. Температура минус 10 градусов.

Проснулись мы только завтра. Мы проспали около 10 часов, живые и здоровые, температура не изменилась, продержавшись всю ночь. Первые выводы сделали не выходя из палатки.

• Такое количество шкур было явно лишним и использовали мы их неэффективно. Необходимы были индивидуальные меховые спальники, меньшие по объему и полностью предотвращающие расходы тепла.
  • Промокшая у костра обувь и снятая перед сном, замерзла, превратившись в ледяной хрупкий комок. А высушить можно было подложив ее под себя или спрятав ее в спальник.
  • Тепла от свечей было достаточно, чтобы поддерживать постоянную температуру необходимую для нормального сна.
  • Очень необходим ночной горшок, чтобы ночью не вылезать из убежища.

Но самое печальное ждало нас еще впереди. Выбравшись наружу, мы вновь развели костер и стали собирать и упаковывать наши вещи. Начали с тента. Сняв слой снега, мы обнаружили его замершим, непригодным ни для складывания, ни для транспортировки. Лед прибавил ему весу и чтобы его уложить, необходимо было разложить его над костром и высушить. На это ушло некоторое время, но даже за час тент высох неполностью, имея ограничение во времени, мы вынуждены были сложить его на сани еще в мокром состоянии. Естественно это не позволяло его установить в следующий раз без дополнительного цикла сушки над костром.

Жилище утром.

Для облегчения доставки вещей обратно в деревню мы решили провести эксперимент. Максимально загрузить наши заплечные рамы и облегчить вес саней. Все шкуры и теплые вещи нам удалось навязать на рамы, оставив для саней лишь мокрый тент, котел и одну шкуру, служившую нам входной дверью. Такое распределение позволило нам без особых усилий тащить и рамы и сани, мы быстро достигли поселка, несмотря на то, что ночной снег засыпал наши следы на поле и мы шли по целине.

Перед уходом.

Уже сидя в бане, мы подвели общие итоги и требования к снаряжению, которое необходимо усовершенствовать или полностью менять. Несомненно, что построенное нами убежище не было мобильным. Мы тратили достаточно много времени на его постройку, разборку, просушку тента. Этот цикл не позволял оперативно разворачиваться на местности для ночевки и так же оперативно сворачиваться для продолжения пути. Ограниченность светового дня требовало найти более простую конструкцию, пригодную как для постройки, так и сборки.

Начало
страницы

© 2000-2024 Дизайн страницы: А.Лемешко (Sasa), PHP-программирование и макет: М.И.Петров (Годи).
© 2000-2024 Материалы сайта: авторы соответствующийх статей.