Реконструкция методов нанесения натуральных красителей основана на двух предпосылках - первая это анализ средневековых тканей на предмет остатков красителя или группы красителей и вторая это этнографические методы покраски идентичными красителями, которые активно использовались вплоть до 20в. Коррелируя эти данные можно с высокой долей вероятности восстановить процесс окрашивания ткани в раннем средневековье.
Анализ раннесредневековых тканей дает нам не очень большой список пигментов и протрав, пригодными для крашения. Этот список значительно короче этнографического и это можно объяснить несколькими причинами.
Первая причина - это различные климатические условия и ареалы произростания тех или иных природных красителей. До начала великих географических открытий, когда Европа путем торговли и военных завоеваний активно менялась флорой и фауной со всем миром, растительный мир и его практическое использование несколько отличались от эпохи Нового времени.
Вторая причина это отсутствие практического значения окрашенной ткани. Цветная ткань не становится более прочной, долговечной или антисептической. Цвет являлся, скорее всего, социальным атрибутом владельца, отражая его статус и положение в обществе. Широкие слои населения не заморачивались с покраской ткани местными красителями, а импортные были недоступны в результате своей дороговизны.
Регион наших интересов - Северная, Восточная Европа и военно-торговые партнеры, с территории которых ткань импортировалась или привозилась в качестве военной добычи - Кавказ, Византия и арабская Испания. Время - 9-11 вв. Анализируя остатки тканей этого периода можно вычленить несколько красителей растительного происхождения: индиго, марена, крушина, кора дуба, кукурма. Глобально различаются методы крашения индиго и всеми остальными, поэтому мы разберем два основных метода крашения - кубом и протравными красителями.
1. Инструментарий.
Прежде всего остановимся на инструментах и приспособлениях необходимыми для окраски. Самое основное это посуда-котел для окрашивания ткани. Котел должен быть достаточно большим - 40-50 литров, в тоже время удобным и легким. Основные типы котлов в раннем средневековье делались из железа или меди. Есть котлы из мыльного камня, но их число единично и возможность использования под покраску сомнительна. Вам необходимо определиться, как вы будете красить в полевых условиях или дома. Для дома подойдет и обычный эмалированный бак, для антуражных выездов лучше использовать историчные крупногабаритные котлы. Бак должен умещаться на плите и иметь ручки, а котел в поле можно подвесить на треногу.
Опять же при покраске в домашних условиях у вас всегда под рукой будет кран с горячей и холодной водой, для полевых выкрасов вам понадобиться речка с проточной водой и несколько деревянных или кожаных ведер для заполнения котла, разведения квасцов и полоскания покрашенной ткани.
Главными инструментами красильщика являются палка-мешалка и деревянные щипцы для доставания горячей ткани из бака.
Сам сухой краситель и квасцы в поле лучше вывозить в льняных мешочках, заранее окрашенные для маркировки содержимого в нем травой или протравой. Хотя дома все можно хранить в стеклянных банках, что особенно полезно при наличии малолетних детей и животных.
2. Подготовка ткани и красителя.
Все травы, кроме индиго, можно купить в аптеках, если вы собираетесь красить постоянно, то лучше выйти напрямую на завод производитель и закупать напрямую нерасфасованную траву в больших мешках. Ее стоимость за единицу продукции будет в 20 раз дешевле, чем купленная в аптеке. Вес красителя всегда рассчитывается исходя из веса ткани и пропорция примерно такова - на один килограмм окрашиваемой ткани вам потребуется 500-600 грамм сухой травы. Для более точного измерения я использую электронные весы, а вес травы всегда указан на упаковке.
Краситель необходимо замочить в холодной воде на 12 часов для того, чтобы максимально растворить траву и подготовить ее к выварке красящих веществ. Обычно достаточно оставить траву на ночь размачиваться в 15-20 литрах воды.
Внимание! Красящее вещество марены находится в ее корнях, при ее сборе, очистке и расфасовке на них все равно остаются мелкие частицы земли и камней, которые при замачивании опустятся на дно, поэтому марену лучше замачивать не в красильном баке, а в отдельной посуде из которой нужно раствор аккуратно слить после замачивания в красильную ванну. Если земля останется, то при крашении пятна на вашем изделии вам будут обеспечены.
Ткань так же необходимо подготовить к крашению и очисть ее от жира, грязи и прочих примесей. В домашних условиях это можно просто постирав ее в машинке с порошком, в поле достаточно будет постирать в теплой воде добавив любую щелочь или использовав обычное хозяйственное мыло. Шерсть желательно стирать во всех случаях вручную и перед окрашиванием отрезанные кромки необходимо обметать. После очистки ткани ее нельзя сушить и желательно поменьше трогать руками, сразу после стирки ее сразу же надо красить.
3. Вываривание раствора.
Объем необходимого раствора напрямую зависит от сухой массы окрашиваемой ткани, поэтому перед очисткой необходимо взвесить ваше изделие или отрез материала. Идеальным считается след. пропорция - на каждые 100 гр. ткани должно приходится 5 литров раствора. Обычная льняная или шерстяная рубаха весит в среднем 800-1000гр, следовательно, вам необходимо порядка 50 литров раствора и соответственно котел данного объема. Данная пропорция красителя позволяет окрашиваемой ткани свободно плавать в котле, не лежать комком на дне или торчать над уровнем воды и благоприятно воспринимать красящее вещество на структуру ткани.
Котел с отмоченной травой или корой необходимо поместить на огонь, долить воды до необходимого объема и довести до кипения. Далее раствор кипятится полтора-два часа до полного вываривания красителя из травы. Это наиболее простой способ вываривания раствора, существует и более сложный - многоэтапный, позволяющий максимально отделить краситель. Первоначально ставится на огонь тот объем воды, в котором вымачивалась кора и доводится до кипения, после 20 минут варки вода сливается в отдельную емкость, а в котел заливается 10 литров свежей воды и процесс повторяется до полного отделения красителя. После этого чистый объем раствора ставится на огонь и выпаривается примерно 5ая часть воды, тем самым концентрируя краску в растворе.
В обоих вариантах после получения чистого раствора шелуха выбрасывается из котла для того чтобы ее комки не оставляли пятен на ткани.
4. Квасцевание.
Квасцы - это соли металлов, которые способствуют окрашиванию и закреплению краски на ткани образуя лак - прочное соединение между волокнами ткани и красителем. Я не буду загружать химическими формулами головы начинающих красителей, но в двух словах действие квасцов так – в результате обычного крашения частицы краски переходят на ткань только в результате диффузии и переход этот осуществляется до тех пор, пока не будет достигнут баланс между наличием частиц красителя в растворе и на ткани. Квасцы же способствуют формированию дополнительных молекулярных связей на структуре ткани, краситель полностью выбирается из раствора, образуя на ткани насыщенный цвет.
Внимание! Соли металлов при квасцевании испаряются из раствора и могут осаживаться как на вашей коже, так и ваших легких, что несколько опасно для жизни. Помещение должно быть хорошо вентилируемым, а до квасцов не должны добраться ваши домашние животные или дети.
Квасцы могут преобразовывать цвет, как одного красителя, так и смеси двух-трех составляющих, таким образом можно получать большое разнообразие цветов, даже имея под рукой три-четыре основных красителя.
Различают три способа квасцевания – до крашения, вместе и после крашения. Для первого и последнего способа необходимая пропорция квасцов рассчитывается исходя из веса сухой ткани и составляет 3 литра раствора на каждые 100 гр. ткани. Соответственно на материал весом в 1кг вам потребуется 30 литров воды. Содержание соли в растворе не должно превышать 1-2 процентов. Чтобы рассчитать вес сухих квасцов, которые нужно развести в воде прибегаем к простой дробной формуле: 30л/кг = 100%, Хл/кг = 1%, где 30л\кг это полный объем соляного раствора, а Х требуемое количество соли для раствора.
Квасцевание до и после крашения происходит обычно при низкой температуре, не превышающей 40-50 градусов, в течении 30 минут, для большей восприимчивости ткани ее необходимо хорошо промешивать в течении всего времени квасцевания и крашения.
Второй способ, одновременный с крашением проще и состоит в добавлении в
красильную ванну соли необходимого для получения 1-2% раствора. Нельзя добавлять квасцы в
красильную ванну если туда уже запущена ткань, промес воды будет неодинаковый и от разводов
вам не избавиться. Ткань сначало достают, затем засыпают квасцы, потом вновь опускают
материал.
Теперь рассмотрим виды применяемых квасцов:
Алюмокалиевые, алюмоаммониевые квасцы служат для увеличения яркости
любого красителя.
- c мареной красный становится краповым или кумачовым.
- c крушиной желтый становится оливковым или охровым.
- c дубом коричневый приобретает насыщенность и яркость.
Железные квасцы, наоборот, притемняют цвет, что не сказывается в свою очередь на
насыщенности.
- c мареной красный превратится в бордовый
- c крушиной желтый станет темно оливковым.
- c дубом коричневый изменится на черый.
Калий железосинеродистый преобразует спектр цветов.
- c мареной красный становится синим на шерсти и сине-бордовым на льне.
- c крушиной желтый превращается в зеленый.
- c дубом ткань может получится и черной, и зеленой. Закономерность отсутствует,
поскольку дуб из-за танина сам является сильным окислителем.
Соответственно смешивая между собой дуб, крушину и марену в разных пропорциях, используя различные квасцы, вы можете получить огромное разнообразие цветов и оттеков всего на трех красителях. Квасцы в чистом виде продаются в фирмах, занимающихся химреактивами. В грязном виде их можно выпаривать самостоятельно из мочи человеческого и животного происхождения, мхов, некоторых видов грибов, глины. Но это способы только для самых стойких начинающих красильщиков.
5. Собственно процесс крашения.
Как говорилось выше, очищенный раствор красителя ставится на огонь и после начала кипения в него опускается предварительно замоченная или заквасцованая ткань. Шерсть красится в течении одного часа при постоянном помешивании, лен, конопля полтора час, шелк и хлопок в течении получаса. Связано это прежде всего со структурой ткани и ее восприимчивости к крашению. Помешивать необходимо для того, чтобы раствор постоянно обволакивал всю ткань, а не ее части и чтобы ткань не пригорала к днищу бака, где температура выше и соответственно выше возможности к обмену красителем. Несоблюдение этих правил может привести к образованию пятен на ткани.
Ваша ткань будет окрашиваться до тех пор, пока не будет достигнут балланс красителя
между раствором и тканью, весь краситель не сможет перейти в первый раз на ткань, поэтому
простое крашение всегда будет многоэтапным, достигнуть насыщенного цвета можно только при
многократном крашении.
После покраски ткань необходимо сполоснуть (не стирать!) в холодной воде в корыте или ванне и повесить сохнуть. После сушки ткань необходимо встряхнуть для удаления мелких частиц травы и записать где-нибудь на стене о результатах своих опытов.
Сшитую одежду так же лучше стирать в холодной воде, после двух-трех стирок краска будет сходить с одежды, а цвет тускнеть. Этого можно избежать подкрашивая уже готовую вещь в котле в течении 15-20 минут.