Предлагаемый орнамент для плетения тесьмы на дощечках ("на картах") основан на орнаментации златотканых лент из погребений Бирки (Bands 22 и 23). Число находок златотканой тесьмы и фрагментов златотканого текстиля в целом в Бирке показывает, что этот орнамент был наиболее популярным в погребениях Бирки эпохи викингов: хронологическое распространение орнамента - 9-10 веков1. Описываемый способ адаптирует археологический рисунок к широко известной технике. Необходимо отметить, что описывается не только орнамент, что требует определенных знаний для изготовления тесьмы, но пошаговые инструкции по изготовлению.
Используемая техника является модификацией так называемой "египетских
диагоналей (Egyptian diagonals) или "двойного диагонального
поворота" (diagonal double-turn). Многие современные книги по
плетению на дощечках включают орнаментальные мотивы, основанные на
"египетских диагоналях": группы дощечек с двумя темными и двумя светлыми
нитями поворачиваются по очереди вперед и назад для создания орнамента
из диагональных полосок одинаковой ширины. Как и современные орнаменты,
большинство сохранившихся раннесредневековых европейских используют
эту технику (как на "Поясе Витгария" (Girdle of Witgarius 10 в.),
где также использованы две светлых и две темных нити на дощечку.
Однако, согласно Коллингвуду (Collingwood), существует коптский
фрагмент, где используются одна темная и три светлых нити, как и в описываемом
способе2. Использование
принципа "один-три" создает совершенно иной класс орнаментации, где
образуются полоски неравной ширины.
Необходимо сначала продеть сооветствующие нити в дощечки сообразно приводимой схеме. Учтите, геральдика работает; если металл избран как "светлый", а краска ("эмаль") как "темный", то получится хорошо контрастирующий орнамент. Этот орнамент не годится для "цветных" сочетаний, таких как синий/красный или зеленый/лиловый: очень быстро устают глаза во время плетения, и, более того, может появиться морская болезнь.

Каждая вертикальная колонка схемы представляет четыре отверстия в одной дощечке; квадраты сверху вниз обозначают отверстия A, B, C, и D на дощечке. Все нити в одной дощечке должны быть пробеты в том же направлении: либо S, либо Z. Схема читается слева направо так что дощечка 1 располагается с левой стороны набора во время ткачества. Можно расширить орнамент путем добавления набора из 8ми дощечек между дощечками 26 и 27 этой схемы; каждый из дополнительных наборов должен повторять схему дощечек 3-10. Перед началом работы необходимо убедиться, что все дощечки расположены таким образом, что отверстия A и D находятся над зевом, а отверстия B и C - под ним. Затем необходимо повторить 8-шаговую схему движений как описано ниже необходимое количество раз.
Порядок поворотов.
- 2 раза
- все вперед
- 2 раза
- 1-2 вперед, 3-4 назад, 5-8 вперед, 9-12 назад, 13-16 вперед, 17-20 назад, 21-24 вперед, 25-26 назад, 27-28 вперед
- 2 раза
- 1-6 вперед, 7-10 назад, 11-14 вперед, 15-18 назад, 19-22 вперед, 23-26 назад, 27-28 вперед
- 2 раза
- 1-4 вперед, 5-6 назад, 7-8 вперед, 9-10 назад, 11-12 вперед, 13-14 назад, 15-16 вперед, 17-18 назад, 19-20 вперед, 21-22 назад, 23-24 вперед, 25-26 назад, 27-28 вперед
Примечания.
- Agnes Geijer, Die Textilfunde aus
den Gräbern, Birka: Untersuchungen und Studien III
(Uppsala: Almkvist and Wiksells B.A., Kungl. Vitterhets
Antikvitets Akadamien, 1938), pp. 88-89, Abb. 20, and Taf. 23:2.
К тексту - Peter Collingwood, The Techniques
of Tablet Weaving (New York: Watson- Guptill, 1982), pp.
140-44, 147-48. Другие фрагменты "Египетской диагонали" найдены
в Финляндии и датируются 11-13 вв.
К тексту
Литература.
Collingwood, Peter. 1982. The Techniques of Tablet Weaving. New York: Watson- Guptill.
Geijer, Agnes. 1938. Die Textilfunde aus den Gräbern. Birka: Untersuchungen und Studien III. Uppsala: Almkvist and Wiksells B.A., Kungl. Vitterhets Antikvitets Akadamien.