Ассоциация Гардарика

Библиотека Ассоциации Гардарика.

This document is provided as is without any express or implied warranties. While every effort has been taken to ensure the accuracy of the information contained, the author assumes no responsibility for errors or omissions, or for damages resulting from the use of the information contained herein.
Permission is granted to make and distribute verbatim copies of this document for non-commercial private research purposes provided the copyright notice and this permission notice are preserved on all copies.
This article was originally written for East Kingdom of the Society for Creative Anachronism, Inc. Some slight wording changes have been made for the sake of clearer reference to the illustration arrangement that was created during webbing.


Настоящий документ предоставляется в пользование как есть без каких либо гарантий. Хотя были предприняты все попытки обеспечить точность содержащейся информации, автор не несет ответственности за какие либо ошибки и пропуски, а так же за ущерб, возникший в результате использования содержащейся здесь информации.
Разрешается копировать и распространять этот документ с некоммерческими частными исследовательскими целями с сохранением раздела об авторских правах на всех копиях.
Статья создавалась для Восточного Королевства (East Кingdom) Общества Творческих Анахронизмов (Society for Creative Anachronism, Inc.). Некоторые изменения были внесены для обеспечения более быстрой загрузки в Интернет.

Copyright © 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest-Dorman.
Перевод © 1999-2000 М.И.Петров (Годи), Центр живой истории "Черный Вепрь".


Оригинал статьи может быть найден на домашней странице автора.
Статья переведена с любезного разрешения автора, Carolyn Priest-Dorman..


Металлизированная тесьма.

Carolyn Priest-Dorman.
Перевод: Годи.

Среди разнообразных вариантов времяпровождения на фестивале есть одна немаловажная деталь, которой никто не сторонится, - возможность приобретать новые вещи. Торговцы тесьмой, похоже, стягивают к себе наибольшие толпы потребителей, и немудрено понять почему: они продают недорогие аналоги средневековых орнаментов, оригиналы которых крайне дороги в изготовлении или приобретении. Цель этой статьи - некоторая дискриминация покупателей тесьмы для воспроизведения костюма людей Северо-Западной Европы эпохи раннего средневековья (имеется в виду VI-XI вв.), а именно викингов, франков, англо-саксов, что означает тебя, читатель!!!

Одна из наиболее нарочитых техник тканой тесьмы, металлизированная парча, очень широко использовалась для изготовления перевязей, головных повязок и оторочек. Яркая золотая или серебряная металлизированная тесьма является лучшим аналогом тканой парчи, и, к нашему счастью, почти все торговцы тесьмой обычно предлагают довольно большой выбор.

Основы.

Первая хитрость в выборе тесьмы - подобрать такой орнамент, который выглядит как нечто похожее на то время, моделированием (или реконструкцией) которого занимаешься. Это не так легко, как кажется. Прежде всего необходимо оценить цветовую схему тесьмы. Большая часть известных находок не проходили анализа на красители, поскольку крайне фрагментарны. Во многих случаях от тесьмы сохранялась только металлизированная часть. Те немногие фрагменты, которые подвергались анализу, показывают, что использовались яркие цвета: красный, синий или пурпурный (лиловый). Металлическая часть всегда золотая или серебряная. Соответственно, стоит выбирать темные цвета нитяной основы с серебряным или золотым орнаментом. Викинги, похоже, предпочитали носить серебро, в то время как англо-саксы и франки предпочитали золото: среди находок этих культур нет ни одного серебряного фрагмента.

Яркие цвета привлекали культуры ранних периодов, по крайней мере, не менее, чем нынешних участников SCA. Цветовая палитра раннего времени от Константинополя до Ирландии весьма схожа: лиловые и фиолетовые из лишайников, альканны (Alkanna tinctoria) и моллюсков; синие из вайды; кирпично-красные из марены; богатые темно-красные из жучка кермес [*] (дорогой импортный краситель, который использовался для лучших тканей); желтые из резеды или ракитника; темно-золотые из шафрана или таниновых красителей; зеленые, лиловые и фиолетовые из смешения красителей или передержки. Свидетельств черного цвета немного, хотя могла использоваться натуральная черная шерсть. Хотя коричневые, ржавые и нейтральные тона были довольно обычным явлением для того времени, они не были популярны для модной одежды.

Некоторая специфика.

Юты, которые заняли Кент (юго-восток Англии) использовали парчовые оторочки, начиная с шестого века, возможно, заимствовав их у франков империи Меровингов. Некоторые примеры орнаментации, найденные в погребениях Кента и датируемые серединой VI столетия, приведены ниже:

Орнамент Sarre 90

Орнамент "Sarre 90" (ширина 5мм). Часть женской головной повязки.

Орнамент Bifrons 6A

Орнамент "Bifrons 6A" (ширина 3 мм). Часть женской головной повязки.

Орнамент Sarre 94

Орнамент "Sarre 94" (ширина 3 мм). Часть женской головной повязки.

Орнамент Sarre 4

Орнамент "Sarre 4" (ширина 5 мм). Найдена на женском запястье, возможно, часть оторочки.


Орнамент Taplow Barrow 2

В одном из ранних англо-саксонских мужских погребений (Taplow Barrow, очень богатый курган в Бэкингемсшире, датируемый началом VII столетия) обнаружены остатки более сложной металлизированной тесьмы, в том числе единственный образец шириной более 9 мм. Погребенный носил узкую златотканую перевязь и более широкий пояс с украшенной пряжкой. Орнамент был различным: на приведенной иллюстрации показан фрагмент, предположительно перевязи, шириной 1.4 см.

В целом, меровингские и поздние франкские златотканые предметы, датируемые V-VII веками, были более широкими, чем англо-саксонские. Женские оторочки или головные повязки варьировались по ширине от 4.5 мм до 2 см, причем более широкие фрагменты использовались как оторочка. Фрагменты из мужских погребений того же времени были более широкими, обычно варьируясь от 1 до 3 см шириной. Многие мужские фрагменты, скорее всего, использовались как перевязи или пояса, более узкие использовались на краях одежд, таких как нижняя рубаха или церемониальный плащ. К сожалению, большинство франкских находок сохранились не столь хорошо, как англо-саксонские, и потому орнаментальные мотивы определить затруднительно. Однако, известно, что некоторые орнаменты основывались на шевронах, ромбах, лестничных мотивах.


Надежные свидетельства златоткачества эпохи викингов опираются на несколько находок. Наиболее документированы находки IX-X веков из Бирки (Швеция) и единичного мужского погребения X века из Маммена (Дания).
Орнамент Birka 22.

Этот орнамент, "Birka 22", наиболее популярный мотив, обнаруженный в погребениях Бирки; он использовался и мужчинами, и женщинами на протяжении IX-X веков, причем ширина варьировалась от 8 до 12 мм. Хотя найдены и серебряные, и золотые версии этого орнамента, иногда на одном фрагменте, это единственный орнамент, где золотая нить была составной частью конечного продукта. Все другие орнаменты используют серебряную нить, а их ширина варьируется от 6.5 до 17 мм.

Орнамент Birka 6

Этот орнамент, "Birka 6" (ширина 11 мм), представляет несколько орнаментальных мотивов, широко распространенных в Бирке: "сломанные гребни", "андреевские кресты" и "S-мотив". Эта тесьма была на шелковой основе и использовалась как оторочка мужской нижней рубашки в византийском стиле. Другими распространенными мотивами Бирки были полосы, свастики, шевроны и модифицированный мотив "Древа жизни". Подавляющее большинство образцов из Бирки обычно около 1 см шириной, хотя встречаются и более узкие, а также более широкие (до 1.7 см).

Орнамент из Маммена

Златотканые изделия Маммена происходят из мужского погребения конца X века. Они довольно широки - 1.4 см, и тканы из золота, но не серебра. Этот орнамент воспроизводит один из двух основных мотивов из найденных фрагментов. Подобная тесьма использовалась для украшения набивных манжет.

Более поздняя англо-саксонская златотканая тесьма представлена реликвиями святого Катберта, серией арглийских вышивок X века и тканой на дощечках тесьмы.
Орнамент Cuthbert 7 Орнамент Cuthbert 7

Приведенные орнаменты, "Cuthbert 7" (ширина 8 мм), демонстрируют различные мотивы найденных деталях обработки краев церковных одежд. В целом, более узкие мотивы "Cuthbert" сводятся к простым геометрическим, таким как кресты и диагональные полосы, а также различные варианты листьев акантуса, птицы, львы и маленькие драконы. Крупные орнаменты (здесь не приводятся) используют несколько типов процветших крестов, птиц, плетенку, вазы, и более сложные варианты листьев акантуса.

В общем, за исключением поздних англо-саксонских образцов, большинство орнаментов металлизированной тесьмы используют геометрические мотивы. Диагонали, треугольники, ромбы были наиболее распространенными элементами орнамента, соединенные в различные орнаментальные группы. Поздние англо-саксонские образцы добавляют к предыдущим мотивам растительный орнамент и изображения зверей. Бросается в глаза отсутствие орнаментов, состоящих из кругов, полукругов, цветов (хотя последние встречаются в Византии, но не в северо-западной Европе).

Использование тесьмы.

Второй хитростью выбора правильного использования тесьмы является ее правильное размещение, что опиять же не так просто, как кажется. Некоторые женщины всех упомянутых культур носили тесьму в качестве головной повязки, с покрывалом или без, в зависимости от времени и места. Некоторые франки или ранние саксы носили пояса и/или перевязи, где тесьма используется для орнаментации или является структурным компонентом. В общем, создается впечатление, что украшение ворота рубахи тесьмой не практиковалось, хотя ранние континентальные саксы (мужчины) обшивали ворот рубахи или переднюю часть верхней одежды, напоминавшей кимоно. Только высокорожденные франки были столь расточительны, что украшали подол одежды златотканой тесьмой; викинги и англо-саксы, похоже, концентрировались на верхней части.

И мужчины, и женщины всех трех культур украшали тесьмой обшлага рукавов. Некоторые саксы и викинги могли использовать тесьму для украшения набивных рукавов, вероятно относящихся к церемониальной эпиманике (epimanikia), которую носило духовное сословие. Эффект подобных рукавов напоминал нечто среднее между браслетом и напульсником, как можно судить из хорошо сохранившегося экземпляра из Маммена. Мужчины и женщины эпохи викингов прикрывали тесьмой, нередко на шелке, одежные швы. Женская рубаха (та, что под апроном) и мужские верхние рубахи обычно украшались именно таким способом.

Современная металлизированная тесьма, используемая в SCA, представляет собой крайне материало- и трудо-затратную средневековую продукцию. Небольшое количество ее, при разумном использовании, соответствует историческим и эстетическим требованиям. Обширное использование тесьмы характерно для эстетики иных регионов или хронологических периодов: прежде всего, Византии. К счастью, эта особенность сберегает средства: можно украсить одежду менее, чем тремя метрами тесьмы, и все же выглядеть как очень состоятельный сакс, викинг или франк.


Примечания.



* Самки насекомых Kermes ilicis, которые водятся на особом виде дуба - Quercus coccifera.
К тексту
Начало страницы

© 2000-2018 Дизайн страницы: А.Лемешко (Sasa), PHP-программирование и макет: М.И.Петров (Годи).
© 2000-2018 Материалы сайта: авторы соответствующийх статей.



TopList