Волокуша: археологические источники.
Увеличение интереса к освоению полного спектра жизни раннего средневековья проявляется,
в том числе, и в обращении к зимней деятельности. Уровень развития раннесредневековой
реконструкции в России к настоящему моменту (2004 г.) позволяет расширить сезонные
рамки полевых мероприятий. Несмотря на то, что у подавляющего большинства интересующихся
информация о зимних транспортных средствах (лыжи, сани, волокуши) уже есть, размещение
ее в открытом доступе, возможно, увеличит количество потенциальных участников зимних мероприятий.
Материалы заимствованы из статьи М.И.Васильева и А.Н.Сорокина
"Из истории транспортных средств древнего Новгорода", опубликованной в сборнике "Новгород
и Новгородская земля. История и археология", вып.14, Новгород, 2000, с.178-183. Желающие могут
ознакомиться с оригиналом статьи и списком приведенной в ней литературы, равно как и с неприведенными
в этом реферате аналогиями.
Зачастую многие деревянные предметы из археологических раскопок не получают адекватной интерпретации.
Знания о традиционной материальной культуре, прежде всего, об использовании предметов, зачастую
утрачены. Обращение к материалам этнографии в некоторых случаях приносят оптимальные результаты.
В 1999 году в слоях первой половины 11 века на раскопе Троицкий XII был обнаружен лыжеобразный
предмет длиной 189 см, шириной 18 см и толщиной ок.1.5 см в средней части. Было проведено определение
породы древесины и установлено, что предмет изготовлен из сосны.
Средняя часть находки повреждена еще в древности. Передняя часть "лыжи" загибается вверх, в этой части
имеется округлое отверстие. Нижняя плоскость изогнута. Верхняя поверхность ровная. В 2х см от боковых краев
с обеих сторон почти по всей длине проходят параллельные валики высотой ок.1 см и шириной ок. 1.5 см,
прямоугольные в сечении. В них прожжены 6 пар симметрично расположенных отверстий, причем крайние пары расположены
значительно ближе друг к другу, чем средние.
Новгородская находка имеет непосредственные аналогии среди древнойстей Старой Ладоги. В горизонтах Е3 и Е2,
датируемых 750-850 гг., были найдены целый экземпляр и два фрагмента схожих предметов. Длина сохранившегося
полностью предмета составляла 157 см, ширина - 14 см. Как и у новгородской находки передняя часть поверхности
загнута. На верхней поверхности также проходят параллельные валики длиной около 120 см и высотой ок.2см. В них
также проделаны 6 пар отверстий. В некоторых из них сохранились обрывки лыковых жгутов.
Обе древнерусские находки имеют несомненное сходство с полозьями из памятников Финляндии. Размерные характеристики
финских полозьев: Хапавеси - длина 228см, ширина 18см; Тайвассало - 222.5 и 13 см соответственно; Пялькъярви - 200-230
(сохранившаяся часть 196см) и 15см.
Интерпретация обнаруженных находок как дополнительных полозьев для саней "типа нарт" для использования по
рыхлому снегу представляется неубедительной (за отсутствием этнографических аналогий). Более обоснованным представляется
мнение исследователей о том, что подобные полозья принадлежали ручным однополозным волокушам, у которых были подвижные борта.
Этнографическими аналогиями подобных саней считаются волокуши типа карельских и финских "ahkio" (или "ahkivo") и
"veturi". Описание подобных саней выглядит следующим образом: "Основанием их служила толстая березовая доска, один конец
которой загибался как полоз в санях. К этой доске привязывались веревками или прутьями узкие доски-борта.. Борта саней
оставались обычно подвижными и когда клали в ahkivo груз, то стягивали их веревкой вокруг него".
Подобная реконструкция подтверждается комплексом этнографических материалов. Размеры этнографических полозьев
финских и карельских волокуш совпадают с археологическими: ширина составляет 1.7-2 м, ширина - от 12 до 20 см.
Более того, некоторые этнографические волокуши имеют практически идентичную конструкцию полоза (с отстоящими от
края полоза бортиками-валиками).
Подобные сани, скорее всего, преимущественно использовались зимой для передвижения вне открытых пространств
(таких как замерзшие русла рек или поверхность озер), т.е. там, где было затруднено использование обычных
конных саней из-за глубокого снега и/или мелколесья/кустарника.
Отверстие в передней части новгородской волокуши и вырезы в ладожской, безусловно, предназначены для привязывания
веревки или ремня определенной длины, который соединял тягловую силу и волокушу. Если предположить, что подобная волокуша
- средство перевозки персонального груза, то соединяющий ремень путник одевал на плечи/грудь или цеплял к поясу (более удобный
способ использования можно будет определить только на практике).
В отверстия продевались прутья или веревки, которые крепили уложенный на волокушу груз. При этом можно предположить
использование берестяных листов для образования мягких бортов, которые защищают груз от снега.
Таким образом, археологические источники на эпоху раннего средневековья предоставляют сообществу уникальную
возможность для проведения экспериментов по практическому использованию однополозных саней-волокуш.